Суббота, 18.05.2024, 22:06Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Новости школы
Наш опрос
Оцените, пожалуйста, качество питания в школьной столовой
Всего ответов: 37
Мини-чат
Главная » 2009 » Май » 20 » ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
20:49

Муниципальное общеобразовательное  учреждение

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 23

имени В.А. Шеболдаева

индекс 347 879 Россия, г. Гуково, Ростовской обл., ул. Молодежная 17,

ИНН 6144006163, Регистрационный № 525,

 E-mail: school--23 @ mail. ru

Тел. 3-25-65, 3-25-80.   Тел.\факс.  (86361)  5-01-75

 


ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

АПРОБАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

в МОУ СОШ № 23 г. Гуково Ростовской области

 

Педагогическому коллективу, ученическому сообществу и родительской общественности муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной  школы № 23 имени В.А. Шеболдаева г. Гуково Ростовской области была предоставлена уникальная возможность принять участие в создании нового государственного образовательного стандарта – основного документа, регламентирующего образовательные процессы страны.

 

Необходимо отметить, что работа по апробации проходила в чрезвычайно сжатые сроки, что послужило причиной возникновения ряда проблем организационного характера. Несмотря на это, активная дискуссионная работа проводилась всем педагогическим коллективом школы: для более эффективной работы по апробации ФГОС 2 поколения в школе были созданы творческие группы педагогов. Каждая из групп работала по определенному заданию.

 

Рассматривались три группы требований: к структуре основной образовательной программы начального общего образования; к условиям реализации основной образовательной программы начального образования; к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования с целью оценки эффективности реализации ФГОС общего образования. Кроме того, была изучена система оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по отдельным предметам.

 

В результате работы группы представили свои решения на общем собрании педагогического коллектива, проведенного в форме конференции. Результатом проведенной работы по апробации материалов ФГОС нового поколения стала разработка Образовательной программы нашей школы, и оценка требований, выдвинутых разработчиками к составлению такой программы. Требования в нашем случае стали основой, а дальше школа использовала предоставленную свободу для творчества с учетом своих особенностей, традиций, возможностей, готовности к внедрению инноваций.

 

Что педагогам нашей школы показалось особенно интересным в проекте концепции стандартов, тем более что в новых стандартах не содержится каких-то революционных требований к результатам образования, в корне меняющих жизнь школы?

 

Во-первых, новая структура стандартов. Очень важно, что, наряду с требованиями к результатам образования и к структуре основной образовательной программы, предъявляются требования к условиям осуществления образовательной деятельности.

 

Во-вторых, идея стандарта как общественного договора. Системе образования как социальному институту не позволительно быть самодостаточной и работать только на себя. Существуют требования к системе образования со стороны государства, общества и личности. В той или иной форме между участниками образовательного процесса и теми, кто предъявляет требования к результатам образования, должен быть заключен договор, и система образования должна работать в соответствии с условиями этого договора, где четко прописаны права и обязанности всех сторон. В связи с этим, наше образовательное учреждение как школа правовой культуры выступает с инициативой проведения экспертизы  проекта примерного договора между школой, родителями учащегося и муниципалитетом компетентными законодательными органами, что на наш взгляд позволит избежать в дальнейшем недоразумений в определении прав и обязанностей всех сторон, подписывающих договор.

 

В-третьих, основная образовательная программа, согласно проекту, – это основа моделирования образовательного процесса на уровне учреждения. Замечательно, что часы на внеучебную деятельность входят теперь в базисный образовательный план (БОП), и при ее организации не столь важны требования к тому, что ученик должен знать и уметь. Для решения задачи воспитания нам так же кажется вполне подходящим уровневый подход: сначала ребенок получает представление о деятельности, затем формирует необходимые умения и навыки, и наконец, приобретает опыт деятельности.

 

Кроме того, исходя из опыта работы административного аппарата нашей школы, при организации внеучебной (воспитательной) деятельности по действующим стандартам регулярно возникают финансовые проблемы, а также проблемы предъявления требований к педагогам, работающим по программам дополнительного образования. Если данная идея не останется на уровне проекта и будет отражена в нормативных документах, управленцам будет проще организовывать внеучебную деятельность, и качество образования, которое ребенок получает непосредственно в школе, безусловно, возрастет. Самым важным результатом образования, как  считают разработчики стандарта, становятся не чисто предметные достижения, а формирование личности, гражданская позиция ученика. Поворот школы к воспитанию, на наш взгляд, крайне важен: воспитывать ребенка должна не только семья.

 

Однако относительно организации работы школы продленного дня нас не может не беспокоить то, что учителя, вероятно, проявят тенденцию к проведению внеучебных занятий в форме традиционного урока, проще говоря, посадят детей за парты. Скорее всего, это может произойти по двум причинам. Потому что отсутствуют специалисты, которые могли бы достаточно серьезно, не имея специальной педагогической квалификации, участвовать в образовательном процессе детей во второй половине дня. Либо школьный учитель должен быть еще и педагогом дополнительного образования, но таких кадров нет. Кадровая проблема и с собственно учителями начальных классов. В этом случае особенный смысл приобретает словосочетание «педагогическая дееспособность», которое используют авторы проекта. Мы понимаем это так: «современный педагог должен быть адекватен новым стандартам».

 

Вторая причина – отсутствие достаточного количества территорий для выполнения второй группы требований, требований к условиям реализации основной образовательной программы начального образования. Несмотря на то, что МОУ СОШ № 23 обладает практически полным набором характеристик, отраженных в анкетах данного направления, многие аспекты все ещё не могут быть доведены до полного соответствия выдвигаемым требованиям, особенно в свете последних значительных сокращений финансовых средств по федеральному и муниципальному бюджетам.

Согласно проекту нового ФГОС,  ресурсное обеспечение  реализации основной образовательной программы начального общего образования рассматривается как система влияний и условий формирования и развития личности младших школьников, содержащихся в созданной (создаваемой) предметной, информационно - методической и кадровой среде  обучения и жизнедеятельности  начальной школы.  В качестве основных рассматриваются  следующие виды ресурсов: материально-технические, информационно-методические, кадровые (человеческие).  Количественное и качественное наполнение всех видов ресурсов направлено, прежде всего, на эффективную реализацию требований ФГОС к компонентам образовательного процесса.

 

Центральным ориентиром, в соответствии с парадигмой деятельностного подхода, является обеспечение осуществляемой в этом процессе деятельности: учебной деятельности обучающихся – познавательной, практической, инфокоммуникативной, речевой, музыкально-творческой, художественно-творческой, двигательной, игровой, образовательной (профессиональной) деятельности обучающих и управленческой деятельности администраторов начального общего образования. Состав, (системное) использование соответствующих видов ресурсов как системы должны гарантировать  планируемый результат образования. Что может реально гарантировать муниципальное образовательное учреждение в период мирового финансового кризиса, если происходит сокращение по всем статьям расходов, а деньги, выделенные на реализацию экспериментальной работы, так и не были  школой получены?

 

В МОУ СОШ № 23 задолго до начала эксперимента по апробации ФГОС нового поколения внедрены в работу такие проекты, как специально оборудованная, изолированная от основной школы зона для размещения всех учебных кабинетов начальной школы, включая уютные рекреации для проведения активных перемен, создание и функционирование предметных (учебных) кабинетов, оснащение учебных комнат средствами ИКТ: компьютерами, мультимедийными комплексами, теле, видео и аудиоаппаратурой. Кроме того ведется активная работа по организации горячего питания (охват учащихся в пределах 90%), осуществлению программ, основанных на принципах сохранения и поддержания здоровья воспитанников. Все это – факторы оптимизации материальных условий образовательного процесса в начальной школе, о которых и говорится в проекте ФГОС нового поколения.

 

Речь идет о системе гигиенических требований и требований к ресурсному обеспечению. Перед нами была поставлена задача – оценить, насколько они соответствуют сегодняшнему положению дел. Мы провели анкетирование детей и родителей, оценили состояние здания, его освещенность, проверили наличие «правильной» сменной обуви и даже взвесили портфели учеников. В ходе анкетирования определялся уровень здоровья детей. Например, родителям задавали вопрос, жалуется ли ребенок на головную боль, хорошо ли он засыпает. Мы обрабатывали анкеты вместе с медработниками школьной мини поликлиники (которую получили по губернаторской программе ПНПО) в соответствии с рекомендациями, содержащимися в методических материалах. Анкета, предназначенная для первоклассников, была довольно сложной, и мы записывали ответы со слов ребят. Например, задавали им вопросы, беседовал ли с ними кто-нибудь дома о вреде курения, вредно ли питаться нерегулярно и т.д.

 

Хотелось бы обратить внимание разработчиков ФГОС на проблему внешнего оформления тетрадей и другой учебно-канцелярской продукции, которой пользуются наши дети. Родители высказали неудовлетворенность изображениями на обложках тетрадей – там рисуют что угодно, от героев мультфильмов до девушек. Было высказано пожелание сформулировать единые требования к школьным тетрадям, чтобы изображения не отвлекали детей от учебы, чтобы полиграфическое оформление тетради не подчеркивало социальный статус родителей ученика. Подобное мнение было высказано и о школьной форме: педагогический коллектив и родительская общественность считают, что школьная форма должна быть введена не решением Управляющего совета школы, а на законодательном уровне.

 

Учителя нашей школы так же проводили апробацию заданий для итоговой аттестации выпускников начальной школы. Прежде всего, они были очень довольны, что им предоставили возможность ознакомиться с материалами. Проводились пробные контрольные работы с помощью контрольно-измерительных материалов, выявляющие уровень сформированности универсальных учебных действий. Исследовался также уровень готовности будущих первоклассников к обучению в школе, оценивались результаты освоения основных образовательных программ, как первоклассниками, так и выпускниками начальной школы.

 

Было указано на то, что в заданиях по математике слишком мало внимания уделяется проверке вычислительных навыков. Задания по окружающему миру вызвали скорее негативное отношение – они рассчитаны на углубленные знания этого предмета, а в начальной школе все-таки дается ознакомительный материал. Многие задания слишком объемны, и детям сложно понять их смысл. Наряду с формированием знаний, умений и навыков по каждому предмету, которое раньше было главной задачей обучения в школе, сейчас во главу угла ставится формирование универсальных учебных действий. Таким образом, межпредметные связи смогут позволить более эффективно выстроить процесс обучения ребенка, сделать этот процесс более личностно-ориентированным, согласовать его основные этапы с родителями и направить его в нужное русло.

 

И опять возник кадровый вопрос: в сознании создателей этой концепции, как нам показалось, есть представление об учителе как об идеальном учителе. А наш учитель в большинстве своем не стремится модернизировать свою работу. Поэтому нельзя сказать – давайте сделаем так – и ожидать, что все сразу начнут дружно работать по-новому – так не произойдет. Это длительный процесс. Необходимо формировать новые кадры в образовании и работать со старыми. Другими словами, крайне необходима подготовка и переподготовка педагогических кадров для реализации нового стандарта.

 

Есть много возможностей для работы по повышению квалификации в нашей школе: это и система смешанного обучения, и корпоративные курсы, проведение практико-ориентированных методических семинаров, тесное сотрудничество с ИПК и ПРО, но до тех пор, пока не оплачивается организация внеучебной деятельности, бессмысленно учителя заставлять работать бесплатно. Учитель расширяет сферу своей деятельности, усложняются функции, увеличивается степень ответственности, изменяется перечень должностных обязанностей. Наши педагоги признают, что новые стандарты предъявляют высокие требования к их собственной профессиональной компетенции. Уже в рамках апробации оказались востребованными свойственные далеко не каждому педагогу функции: аналитические, прогностические, экспертные, организационные.

 

Педагогический коллектив понимает и принимает тот факт, что начальная школа стала первым шагом в апробации ФГОС нового поколения не случайно. Эффективность внедрения изменений на других уровнях образования во многом зависит от того, каковы будут результаты в начальной школе. Мы считаем, что родители учеников начальных классов сегодня особенно заинтересованы в том, чтобы их дети получили качественное образование. Для родителей главным показателем качества обученности ребенка являются его оценки. В то же время, говоря о значимых результатах обучения, родители отнесли высокие оценки в разряд наименее ценных достижений. Получается парадокс: на уровне деклараций родители предпочитают глубокие знания «формальным оценкам». Однако для большинства из них оценка – наиболее доступный, если не единственный, источник информации для определения уровня знаний ребенка.

 

Наши учителя отмечают, что внедряемые нормы оценки качества обучения оказываются неадекватны образовательному процессу, поскольку практически все они основаны на оценивании абсолютного результата, который в отличие от динамических показателей мало что говорит о качестве работы учителя. Есть риск, что учителя будут вынуждены отказаться от удовлетворительной отметки, чтобы не портить формальные показатели успешности обучения, от которых зависит финансирование школы. Этот вопрос последнее время активно обсуждается на различных интернет - форумах педагогических сообществ, в прессе, в реальных педагогических коллективах. Большинство учителей сегодня выступают за введение такой системы показателей качества образования, которая была бы ориентирована «не на уровень результатов обучения, а на динамику этого уровня». Педагоги нашей школы так же придерживаются подобной точки зрения.

 

Несмотря на то, что наша школа вступила в эксперимент, на сегодняшний день не происходит никаких радикальных изменений в содержании образования – дети учатся по прежним программам и учебникам. Задача данного этапа апробации в рамках нашей школы, как мы считаем, состоит еще и в том, чтобы выяснить, обладает ли УМК «Гармония», по которому ведется обучение в нашей школе,  возможностью дать все необходимое для достижения планируемых результатов выпускником начальной школы.

 

Мы рекомендуем организовывать обучение в начальной школе с использованием  УМК «Гармония», так как это не противоречит предложенному БУП, второй вариант которого мы выбрали. Кроме того, обучение в начальной школе по комплекту «Гармония» способствует быстрой адаптации к школе, формированию мотивации к учению, является источником интеллектуального и эмоционального развития ребенка, его познавательных интересов, умения общаться с взрослыми и сверстниками, обеспечивает ситуацию успеха за счет мер по преодолению трудностей.

 

В проекте ФГОС второго поколения не предусмотрено выделение специальных часов на изучение национально-регионального компонента. Хотя есть ряд направлений, которые в той или иной мере затрагивают региональные аспекты. В программы можно будет включать модули таких направлений как экология, культура, история.  Особенно полезным в этом случае будет новый УМК «Доноведение», подготовленный коллективом авторов во главе с Сухаревской Е.Ю.  для учащихся начальной школы.

 

Организация занятий по направлениям внеучебной деятельности нами осуществляется на данном этапе с помощью авторской системы творческого развития детей, изложенной в УМК «Жизнетворчество» В.Н. Ковальчук и допущенной Минобр РО к использованию на первой ступени обучения.

 

Курс «Жизнетворчество» может быть введён в данную часть учебного плана школы, в содержание дополнительного образования как факультатив, классный час, занятие в группе продлённого дня, в содержание дошкольного образования как занятие в подготовительной группе.

 

Программа курса предназначена для старших дошкольников, учащихся начальной школы общеобразовательных школ. Базовыми компонентами курса жизнетворчества являются школы самостановления: «Я творю себя», «Я творю отношения», «Я творю окружающий мир», «Я творю свою жизнь», которые и составляют систему занятий по предмету «Жизнетворчество» и каждая из которых выполняет свою функцию.

 

Модернизация содержания современного образования предполагает технологическое решение проблем преемственности дошкольного и начального образования. Анализ основных концептуальных позиций, стратегий вариативных развивающих систем начального обучения выявил зависимость развивающего эффекта системы начального обучения от качества преемственности между дошкольным и начальным звеном образования. Приоритетной стратегией расширения возможностей индивидуального развития личности младшего школьника выступает реализация преемственности как методологического принципа и как двустороннего процесса, в котором на дошкольной ступени образования сохраняется его самоценность и формируются фундаментальные личностные качества ребенка, те достижения, которые служат основой его успешного обучения в школе.

 

Реализация содержательных преемственных связей между дошкольным и начальным звеном обеспечивает расширение возможностей индивидуального развития личности младшего школьника. Среди них: сопровождение ребенка на всех этапах дошкольного и школьного детства; обеспечение готовности дошкольных учреждений и школ адаптировать образовательный процесс к возможностям и уровню развития ребенка; сохранение самоценности личности; продолжение развития в начальной школе достижений ребенка-дошкольника; обеспечение соответствия содержания, форм и методов обучения в дошкольном учреждении и начальной школе; использование в детском саду и школе цикличности и проектной организации обучения, что создаёт условия для использования самими детьми имеющегося у них субъектного опыта.

 

Особое внимание данный курс уделяет преемственности в развитии оценочной деятельности, реализации основных функций безотметочного обучения в дошкольном и начальном образовании: методологической, психологической, здоровьесберегающей.

 

Педагогическое сообщество МОУ СОШ № 23 г. Гуково Ростовской области видит свою особую роль в соблюдении этой преемственности в образовании: мы работаем в тесном сотрудничестве с ДОУ, расположенными на близлежащих к школе территориях. Регулярные встречи с дошколятами и их родителями,  организация занятий в Школе родителей будущих первоклассников, подготовка малышей к школе, совместное решение насущных проблем – всё это позволяет нашему образовательному учреждению занимать лидирующее положение в рейтинге ОУ города.

 

Конечно, педагоги МОУ СОШ № 23 по-разному восприняли материалы стандарта нового поколения. Кто-то увидел в проекте возможность реализовать свои самые сокровенные профессиональные мечты, популяризировать идею развивающего обучения в системе формирования универсальных учебных действий. Другие повергнуты в шок, потому что являются верными последователями традиционной системы обучения.

 

Очевидно одно – современные условия нашей жизнедеятельности требуют качественных и системных изменений в современном образовании,  средством этих коренных перемен и выступает федеральный государственный  стандарт общего образования нового поколения.

Зам.директора по УВР

МОУ СОШ № 23

Савельева О.Б.

Просмотров: 3363 | Добавил: HeIIsing | Рейтинг: 4.8/4 |
Всего комментариев: 0
avatar
Форма входа
Календарь новостей
«  Май 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0