Мнения о том, нужна либо не нужна школьная форма, разные. Школьники в большинстве своем против того, чтобы одеваться в форменную одежду. Родители, напротив, «за». Не все, конечно. Педагоги тоже «за».
Около двух лет я работала в тесном контакте с приглашенными родителями, учителями и самым активным образом была задействована вся администрация школы в решении вопроса: как ввести школьную форму? Хотелось и красивую, и удобную, и с логотипом нашей школы. Обошли ателье города, были в ЗАО «Швея», узнали цены, изучили товар. Где отказали, где очень дорого. Выбрали самый оптимальный вариант, может, не самый яркий и модный, но не очень дорогой и более или менее практичный.
Проведена была огромная организационная работа: во всех классах прошли собрания, было учтено мнение каждого родителя, проведены общешкольная родительская конференция с показом образцов школьной формы и ученическая конференция с демонстрацией образцов школьной одежды.
Проведя анкетирование, побеседовав с родителями и учащимися о том, в чем преимущество школьной формы? Пришла к следующим выводам:
- Родители не переживают, во что одеть каждый день свое чадо. Удивляет безразличие тех родителей, которые видят, что их дети наряжаются в школу, как на дискотеку (кольца почти на каждом пальце, огромные серьги, «шпильки», широкие со стразами пояса и др.)
- Когда все в единой форме, то в школе ощущается порядок и дисциплина!
- Школьная форма – это показатель уровня школы. Во многих престижных школах мира введена форма с именными эмблемами, значками школы.
- Форма помогает ученику почувствовать разницу между двором, где он гуляет, и школой.
- В будущем форма повлияет на стиль ученика.
- Форма развивает самоконтроль, стремление к соблюдению правил, силу воли.
- Форма делает более тесными отношения школы и дома.
- Форма подчеркивает внутреннюю значимость, творчество и индивидуальность.
- Форма снижает нездоровую конкуренцию среди детей. Они чувствуют себя более равными в стенах школы независимо от того, модная ли на них одежда или нет.
- Школьная форма усиливает чувство общности с классом, школой.
Это традиция нашей страны. В настоящее время вопрос о школьной форме не регламентируется ни на городском, ни на федеральном уровне. Принятый в 1992 году Закон «Об образовании» отменил единую школьную форму, разрешив школьным советам решать это самостоятельно. Однако нельзя забывать, что Россия имеет богатый опыт ношения школьной формы. А в известной своими традициями Японии фасон школьной формы не меняется уже более ста лет. Быстрому распространению способствовало то, что она демонстрировала принадлежность к той или иной школе.
Форма укрепляет престиж любого образовательного учреждения. Студенты элитных закрытых учебных заведений всегда гордились своей формой. Будь то Царскосельский лицей или Смольный институт, закрытый пансион в Англии или элитная школа в США. Кстати, сегодня в консервативной Англии отсутствие одного из элементов форменной одежды у школьников является причиной его отчисления из школы.
Мы с вами, если нам дорога наша школа (а я уверена, вы все любите и цените школу) должны сделать все, чтобы, надевая форму, дети наполнялись гордостью от мысли: «Я – ученик 23! Школы имени В.А. Шеболдаева!».
Наши наблюдения почти за два года введения формы показывают, что благодаря ей атмосфера в школе становится более рабочей и усиливается желание детей учиться. Мальчикам-подросткам довольно сложно сосредоточиться на словах учителя, когда перед ними сидят или у доски отвечают их очаровательные одноклассницы в прозрачных маечках и коротеньких юбочках или джинсах с заниженной талией, из которых выглядывают и отдельные части тела, и детали нижнего белья. Школьная форма не позволяет ребятам отвлекаться на разглядывание, кто в чем сегодня пришел.
Я хочу поблагодарить тех родителей, которые поддерживают нас (а их 86 %) и всячески помогают нам в введении школьной формы.
И думаю, остальные 14% нас поймут и поддержат.
А.М. Лушкина, отличник народного просвещения,
директор высшей квалификационной категории МОУ СОШ № 23 |