Идея выстроить логическую цепочку
процесса обучения игре в баскетбол возникла у меня с целью учить более профессиональной
игре на ранних этапах обучения и увеличения двигательной активности на уроках
физической культуры, что особенно необходимо на современном этапе развития
общества. В результате была адаптирована программа по разделу «Баскетбол» для
обучающихся 5-11 классов.
В конце каждого урока планирую
игру. Как бы хорошо невыполняли ученики
отдельные упражнения, основной опыт они получат в игре. Там же они и учатся
применять изученные технические и тактические приемы. В своей работе я не
ставлю задач на каждую игру каждого урока. Дело в том, что серия уроков в
каждом классе несет решение каких-то общих проблемных задач. И решать их в 1-2
уроках просто невозможно.
Так в 5 классе стоят общие
проблемные задачи: «Ограничить беспредметные крики на площадке, установить
только «рабочий» шум, ограничить бестолковую беготню и борьбу за мяч».
Понятно желаниедетей получить мяч, но иногда это желание
приводит к тому, что мяч они вырывают у своего же партнера. У игрока,
владеющего мячом, могут просить мяч практически все партнеры по команде.
Крики"Дай мяч!",
"Пасуй" несутся со всех сторон, причем часто и от тех, кто находится
в совершенно невыгодном положении. А бедный счастливец, владеющий мячом,
совершенно ошеломлен: «Кому же отдать мяч?» Тут уж не до самостоятельных
решений. Кроме того, подобные крики снижают самоконтроль занимающихся, что
может привести к травмам. Объяснив детям, что таким просьбам-крикам объявляется
война, сразу же приступаю к действиям. После каждой просьбы следует свисток, и
мяч из команды крикуна передается соперникам. Если и это не останавливает
крикуна, то его можно удалить с поля на 2 мин. Может это и жестоко, но правилам
это не противоречит.
От того же желания овладеть мячом
возникает и другой недостаток, присущий первым занятиям. Где бы ни был мяч, все
игроки устремляются к нему. Желающих овладеть мячом много и тут уж не до
джентльменства: в ход идут толчки, захваты и т.д. Возникает
"куча-мала", а дети не замечая этого с удовольствием играют в
"баскетбол" без мяча. Определить виновного в этой схватке практически
невозможно, так как зачастую виновны все ее участники. Для организации порядка
ввожу временно правило: к мячу или к игроку с мячом может приближаться только
тот соперник, который расположен к нему ближе других. Остальные соперники к
мячу приближаться не имеют право. Они могут двигаться или от мяча или
параллельным курсом. Виновные в нарушении правил - удаляются на 30 сек. Эта
мера заставляет учеников играть более широко, "растягивать" защиту
противника, позволяет создавать угрозы на флангах атаки. А оставшиеся друг
против друга соперники вступают в единоборство. Повторяю: такие ограничения
применяю только в начальной стадии обучения.
В 6 классе основной проблемой
является: "Научить бросать мяч в корзину в движении. Научить использовать
это умение в игре".Для решения
этой задачи использую подводящие и игровые упражнения. Но дети, даже научившись
выполнять вполне уверенно этот бросок, не всегда решается использовать его в
игре. Бывают ситуации, когда игрек ведет мяч, останавливается и только потом
бросает мяч в корзину. Возникают моменты в игре, когда игрок получает мяч в 5-6
м от корзины и вместо тог», чтобы ударить его об пол, сделать два шага и
выполнить бровок, бросает мяч с места.
В такой ситуации возвращаю игру
чуть назад и предлагаю игроку выполнить необходимое движение. На первых порах
можно даже засчитать одно очко, если повторная атака будет реализована. Чтобы
стимулировать выполнение броска в движении игроком, выполняющим его в игре и
попавшем в корзину, засчитываю 3 очка. Для достижения выполняемой задачи
включаю в урок игры 2x2, 3x3 и 4х4. Такие игры уменьшают количество
столкновений, способствуют усвоению скоростного дриблинга, способствуют
возникновению большого количества ситуаций для бросков в движении. Темп игры
возрастает. Увеличивается усталость игроков, и как следствие, нужно чаше менять
команды.
В 7 классе стоит общая задача:
"Содействовать расширению технического диапазона при бросках в
движении". Для решения данной задачи включаю в уроки игры 3x3 и 4х4, а
также игру "дальше в кольцо" в неполных составах. Игра ведется по
правилам баскетбола, но с некоторыми изменениями. Здесь нет постоянного своего
или чужого кольца. Кольцо соперника определяется ситуацией сложившейся в игре.
Так, игрок перехвативший мяч у соперника, начинает атаку дальнего кольца (от
себя) даже если был произведен удачный или неудачный бросок, первый же игрок
подхвативший мяч, атакует уже другое кольцо. Таким образом, в одной атаке два
броска выполнять в одно кольцо правилами запрещено. Ситуация в такой игре
меняется быстро, что способствует повышение выносливости и техническому
совершенствованию бросков в движении. Ученики также учатся стремительно
переходить от обороны к атаке и наоборот, учатся мгновенно реагировать на
быстро меняющиеся ситуации.
В 8классе необходимо решить следующие задачи:
1.Учить персональной защите.
2.Учить уходу от опеки защитника.
3.Учить выходу на свободное место
после передачи.
Во время игр, соперники должны
осуществлять персональную защиту. Надо постоянно напоминать защитникам, что они
должны находиться между нападающим и своим щитом.
При этом нужно соблюдать правила
треугольника: мяч-нападающий-защитник. Если нападающий "убежал" от
защитника, в силу его невнимательности, то нужно тут же обсудить эту ситуацию.
Это займет немного времени, но принесет какую-то пользу в понимании рели
защитника. Бели нападающий поразит корзину, то опекающий его игрок должен
понести наказание (например, присесть 5 раз). Наказание небольшое, но
заставляет играть болеевнимательно в
защите.
Для обучения ухода от защитника в
планах заложено несколько упражнений. Вначале они выполняются отдельными
группами, а дальнейшее усвоение процесса происходит в играх.
Для того чтобы дать возможность игрокам
осмыслить ситуацию и выполнить действия по освобождению от опеки отменяю
правило "5 сек" при вбрасывании мяча из-за линии. В этом случае
игрок, вводящий мяч в игру, имеет возможность дождаться благоприятной ситуации
и отдать мяч открывшемуся игроку. Когда игроки начнут уверенно уходить от опеки
защитника, правило "5 сек" опять ввожу в действие.
Для того чтобы решить третью
задачу,провожу на уроках игру. 0на учит врываться в зону, отдавать своевременно пас
и к тому же заставляет быстро оценивать ситуацию. Ее достоинство заключается в
том, что в игре одновременно могут принимать участие практически все ученики в
классе (20 человек.)
В 9 классеосновными задачами являются:"
1.Учить обманным движениям.
2.Учить постановкезаслонов.
3.Учить быстрому прорыву.Учить обманным движениям начинаю в группах
(2-4 чел.). Если же ситуация в игре требовала обманного движения, а игрок
действовал прямолинейно, то прошу повторить ситуацию с применением финта.
Рекомендуя все начальные движения проводить с обманными движениями, маскируя
тем самым истинное направление атаки. Об этом постоянно напоминаю во время игр.
Для обучения заслонам провожу
игры 2x3. Таккак тройки нападающих
должны забросить мяч в корзину с использованием заслона, они должны имитировать,
импровизировать, советоваться, что-то придумывать. В то же время, еслизащитники овладеют мячом и выведут его за
среднюю линию, то они меняются ролями с нападающими. Для того, чтобы выполнить
быстрый прорыв, нужно обладать мячом под своим щитом и сбросить мяч вправо или
влево разыгрывающему. Ни в коем случае не пытаться вывести мяч из-под щита.
Этому очень способствует игра в баскетбол без ведения. Такая игра заставляет продвигаться
игроков без мяча, отрываться на свободное место, своевременно выполнять пас,
мгновенно оценивать создавшуюся ситуацию.
Основная задача в 10 классе:
«Учить групповым взаимодействиям». Для того, чтобы игроки учились применять
изученные тактические приемы в игре, ввожу правило: атака считается
завершенной, если во время ее проведения был использован один из изученных
приемов группового взаимодействия.
Это заставляет игроков оценивать
ситуацию и не спешить с завершением атаки. То есть игра уходит из русла
"бей-беги" и становится более осмысленной.Использую так же игры 3x2,3x4, где также
нужно показать элементы группового взаимодействия.
Основные задачи в 11 классе:
1.Учить зонной защите.
2.Учить пере преодолевать зонную
защиту.
Получив понятие зонной защиты,
игроки получают задание играть персонально. Но если мяч вышел за пределы
площадки, то они обязаны отойти в зону. В начальной стадии обучения защитники
ведут себя пассивно. По мере усвоения технических действий игроки могут
изменять стандартные ситуациидействуя
импровизированно.
Кроме этого во всех классах стоит
общая проблемная задача: "Содействовать приобретению судейских
навыков". Для решения данной задачи в 5 - 7 классах привлекаем учащиеся
для судейства в качестве помощников. В 8-9 классах кроме судей-помощников
привлекаем учеников для ведения протоколов игр. В 10-11 классах из числа
учеников создаем судейские бригады: старший судья, судьи на площадке,
секретари, секундометристы.